Артур Шамшадинов. Компьютерная графика
Мне интересно всё и в этом моё счастье!
О своей профессии рассказывает Артур Шамшадинов — основатель студии 3D-анимации Propellers, создающей анимационные сериалы и визуальные эффекты.
Вячеслав Перунов (В.П.): Мультфильмы — ваша профессия. Как возникла первая искра интереса в этом направлении?
Артур Шамшадинов (А.Ш.): Поворотным моментом стало для меня знакомство с рисующим однокурсником в университете. Я в большей степени любил возиться с программами и подумал, что можно это соединить с художественным талантом друга. С тех пор и понеслось.
В.П.: Какой был самый первый мультфильм/анимация, которую Вы создали?
А.Ш.: Самый-самый первый уже и не упомнишь. Он почил где-то на VHS кассетах. Это было в классе пятом. У отца была камера, на которую я снимал мультики из конструктора. Кто его знает, где это счастье сейчас.
В.П.: Были ли какие какие-то увлечения в детстве, которые уже подсказывали о том, чем Вы станете заниматься в жизни?
А.Ш.: В детстве я занимался всем подряд. От макраме, до туризма. Я старался записываться во все секции, какие только было можно. Но, в какой-то момент, я влюбился в компьютеры. Думаю, это сыграло решающую роль.
В.П.: Что Вам приносит наибольшее удовольствие в работе?
А.Ш.: Я бы сказал “результат”. Но т.к. я редко бываю доволен собой, то скажу “процесс развития, как собственный, так и своих коллег”. Причём второе, наверное, даже больше, т.к. по себе я вижу только насколько я плох, а в других людях легче замечать хорошее.
В.П.: Существует ли у Вас специализация по направлениям в мультипликации или же Вам интересно всё?
А.Ш.: В этом моё счастье и беда. Мне интересно всё. Но специализация, зачастую, возникает просто из необходимости в чём-то действительно серьёзно разобраться, иначе кирдык. Думаю, при желании, я мог бы и в ядерной физике разобраться, но пока занимаюсь мультиками.
В.П.: Работаете исключительно с компьютерной графикой? Если обратится заказчик, которому нужен (частично или полностью) кукольный или пластилиновый мультфильм — Вам это интересно?
А.Ш.: В данный момент времени — это нерентабельно. Т.е. наша студия не специализируется на этом, и ценник будет выше, чем у ребят, которые на этом собаку съели. Другое дело, нужно ли работать с куклами или пластилином, когда можно стилизовать 3D, под эту технологию?
В.П.: Кто создаёт истории для Ваших произведений? Это, по большей части, работа на заказ со стороны или есть свои проекты?
А.Ш.: На данный момент, это идеи со стороны. Мы работаем, как производственная база от 2D-аниматика, или сценария. Постепенно, мы охватываем и творческую сторону процесса. Возможно, в этом году мы запустим в производство первую авторскую работу. Но, это пока секрет.
В.П.: Как Вы учились мастерству, были ли учителя, которым Вы благодарны или всё осваивалось самостоятельно?
А.Ш.: Мои учителя – это заказчики из профессиональной среды. Это когда ты работаешь в региональной рекламе, правки всё только портят. А если твои заказчики профи, то они вынуждают тебя делать материал лучше, чем ты можешь.
В.П.: Почему Вы используете исключительно один инструмент (Blender), не считаете ли Вы, что это накладывает ограничения?
А.Ш.: Любой инструмент накладывает ограничения. Любой. Blender, конечно, тоже хорош до определённых границ. Они постоянно расширяются. И первые несколько лет существования нашей студии Blender рос вместе с нашими потребностями. Сейчас, потребности иногда выше возможностей программы. Это, кстати, довольно непростой вопрос, что с этим делать.
В.П.: Какая у Вас сверхзадача в профессии?
А.Ш.: Довести студию до международного уровня. Чтобы наши полнометражки крутились в кинотеатрах по всему миру. Чтобы при студии была анимационная школа. В общем, ничего необычного.
В.П.: Какие Ваши требования к самому себе, что для Вас безупречно сделанная работа?
А.Ш.: Это больной вопрос. Безупречная работа – это абстрактное и недостижимое понятие. К этой цели можно только идти, но достичь её невозможно. Единственную метрику, которую я бы мог обозначить – это любовь зрителя. Но, пока об этом рано говорить, хотя бы потому, что мы пока не делаем авторских работ.
В.П.: Что для Вас главное — просто, чтобы заказчик получил всё согласно ТЗ или же, возможность проявить своё творческое начало, на основе поставленной задачи предложить что-то ещё, более креативное?
А.Ш.: Да, мне важно, чтобы заказчик остался доволен, а студия была рентабельна. Это жизнь. А креатив, творчество – это романтика, на которую иногда удаётся уделить время. Надеюсь, что в будущем объём этого времени будет расти.
В.П.: Что побудило Вас к запуску проекта «Агата», как родилась идея?
А.Ш.: Идея очень старая. Кажется, она появилась ещё раньше, чем студия. А проект стартовал как раз перед кризисным годом, когда начало появляться время. Потом, конечно, всё резко схлопнулось. Надеюсь, что я смогу уделять ему больше внимания. Это трудно — просто потому, что поддерживать запал, постоянно отвлекаясь на текущие задачи, очень тяжело.
В.П.: Каким способом Вы продолжаете своё профессиональное развитие?
А.Ш.: Просто работаю дальше. Тут либо ты каждый день развиваешься, либо идёшь ко дну.
В.П.: Участвуете ли Вы со своими работами в конкурсах? Важно ли это делать?
А.Ш.: До студии мы делали работы в режиме хобби и да, это чертовски важно. Вообще, важно следить как за реакцией зрителей на ютубе, так и за профессиональной реакцией на конкурсах. К тому же, фестивали – это живое общение с единомышленниками. Это очень заряжает. А иное знакомство может сработать через пять лет. Поэтому да, да и ещё раз да!
В.П.: Две стороны медали в Вашей работе: какие есть сложности и радости?
А.Ш.: Всё плохо, всё тяжело. Денег мало, сроки жмут. Пот, слёзы, кровь. Аааааааа…. Хотя, постойте, на 14-ой секунде персонаж клёво эмоцию отыграл. Да, вот этот момент хорошо получился.
В.П.: Какие мультфильмы Вам нравится смотреть как зрителю — что в них должно быть?
А.Ш.: Разные. И каждый берёт своё. Не стоит брезговать мультфильмами, где автор хотел высказаться, даже если это нарисовано как попало и “фу, я тоже так бы смог”. Авторское кино – это удовольствие на любителя, но оно того стоит.
Ну, и полнометражные мультфильмы. Не все, конечно, но над ними трудятся по-настоящему.
В.П.: Что посоветуете начинающим аниматорам, мечтающим заниматься этим профессионально?
А.Ш.: Не мечтать. Заниматься.
На вопросы отвечал: Артур Шамшадинов