Выпуск 12. Роман Ефанов. I’ll wait for the magic

Роман Ефанов. I’ll wait for the magic

Артист на сцене — проживает жизнь.

Интервью Романа Ефанова, фото на сцене

 Часть 1 — Интервью для рассылки
Часть 2 — Интервью на радио

 

Вячеслав Перунов (В.П.): Роман, Вы из семьи музыкантов? Откуда любовь к музыке?

Роман Ефанов (Р.Е.): Я не из семьи музыкантов, мои родители инженеры, но музыка присутствовала всегда в нашем доме, и, судя по старым записям, пел я уже лет с трёх-четырёх, при этом, попадая точно в мелодию. Видимо, это от мамы — у неё прекрасный слух.

В.П.: Когда Вы осознали, что музыка станет Вашей профессией?

Р.Е.: В 12 лет меня пригласили в класс для одаренных детей, и тогда я понял, что музыкой я буду заниматься всю жизнь.

В.П.: Почему — гитара? Какими инструментами Вы ещё владеете?

Р.Е: Кроме гитары, мы изучали фортепьяно и немного ударные инструменты, также дирижирование оркестром.

В.П.: Как, когда и с какими коллективами Вы работали? С кем и почему работаете сейчас?

Р.Е.: Коллективов было много, хорошие и не очень))), из основных могу отметить Стас Михайлов, группа Kooqla, Эльвира Т, и сейчас играю в группе MBAND. Также, вышел фильм «Самый лучший день», где я участвовал в некоторых песнях, как сессионный музыкант. Было ещё артистов 10-15 из нашего и зарубежного шоу-бизнеса, но это были сотрудничества разовые, смысла нет их перечислять.

В.П.: Какие творческие тандемы в сфере музыки нравятся лично Вам?

Р.Е.: Мне нравится сейчас минимализм в творчестве и в музыке. Успешно продвигаются наши акустические проекты (под гитару) с различными артистами.

 

{youtube}6u4Mz6txl1E|640|360|0{/youtube}

 

В.П.: Что Вам доставляет наибольшую радость в профессии?

Р.Е.: В любой профессии важно быть востребованным и нужным, для любого артиста — это самое главное, это и приносит радость.

В.П.: Что Вас вдохновляет на творчество?

Р.Е.: Вдохновляет меня любовь, но это сложно контролировать. Бывает, на репетиции что-то само возникает, интуитивно. Всегда всё по-разному, важно окружение, друзья, семья.

В.П.: Для Вас музыкант — профессия или призвание?

Р.Е: Не люблю слово “призвание”. Я просто стараюсь выкладываться по-максимуму, не важно, где я выступаю: в клубе или в Кремле, я хочу, чтобы зрителю было….ну, хотя бы, не скучно))).

В.П.: Какой профессиональный опыт Вы можете назвать самым необычным? И какие были/есть музыкальные эксперименты?

Р.Е.: Из необычных экспериментов могу отметить совместную работу с электронщиком AGRABA. Я познакомился и научился работать с различными эффектами в электронной музыке. Мы провели большую совместную работу и успешно выступали, но недолго. Это было очень полезно для меня.

В.П.: Индустрия музыки (шоу-бизнес) или камерность, что Вам ближе и почему?

Р.Е.: Есть свой шарм в камерных залах, с небольшим количеством публики, где можно делиться музыкой, доступной не для всех, но энергетику больших залов ничто не заменит. Соответственно, в больших залах я выступал благодаря артистам из шоу-биза!

В.П.: Какие проекты Вам хочется осуществить?

Р.Е.: Самые главные проекты, которые хочется осуществить — это свои проекты. Работа занимает много времени, к тому же, к себе я очень требователен. Стараюсь выпускать что-то — это и песни, и инструментальные композиции. Также, понравилось работать в киноиндустрии, надеюсь когда-нибудь выступить в роли композитора в каком-нибудь фильме!

В.П.: К чему Вы сейчас стремитесь, какие профессиональные мечты?

Р.Е.: Мои стремления связаны с возможностью оставить свой след, стать больше, чем музыкант — в широком понимании этого слова.

В.П.: Что для Вас сотрудничество с разными коллективами? (опыт, учёба или что-то другое)

Р.Е.: Работая с различными артистами, в первую очередь, учишься быть на одной волне, самое главное — своей игрой не мешать процессу. Плюс, это отличный психологический тренинг!!! Без доверия очень сложно добиться результата, поэтому, опыт приходит на помощь. Когда материал отрепетирован, начинается самое главное — постановка шоу. Здесь важно чувствовать каждого участника ансамбля, ведь эмоциональный и энергетический процесс связывает всех. Артисты, которые всё шоу строят вокруг своей личности, мне малопонятны и малоинтересны.

В.П.: Ваше отношение к “звёздности” и “адекватности” в профессии?

Р.Е.: Моё отношение к звёздности — имеется ввиду неадекватное, высокомерное поведение — конечно, человек публичный испытывает постоянный стресс, контролируя себя, но есть грани. Может, это воспитание, может комплексы, но хамов у нас очень много. Обычно, мне таких людей жалко потому, что агрессия и хамство — это несчастье, а человек, который несчастлив, имея всё, к чему стремился — жалок.

В.П.: Что для Вас успешность и чем её можно измерить (кол-во концертов/ просмотров в интернете, выступления на ТВ, работа с коллегами и необычные проекты, финансовая сторона, социальное признание, радость от того, что и как  делаете, др.)?

Р.Е.: Я никогда не пытался мерить свой успех или неуспех. Бывали и взлёты, и падения. Жизнь полна сюрпризов и пока волшебство или магия жизни происходит, я чувствую движение. Лайки в соцсетях никак не влияют, это возможность делиться информацией, и получать её. Главное в любом деле — находить что-то новое, делать, совершенствовать себя и творчество.

В.П.: Музыкант — профессия трудная или лёгкая ?

Р.Е.: Музыкант, всё-таки, не совсем профессия, это — состояние, и у каждого своё. Кто-то находит себя в преподавательской деятельности, кто-то сочиняет музыку, а кто-то выступает на сцене. Если это состояние нравится, то тогда всё даётся легко.

В.П.: Ваша жизнь — ненормированная (репетиции, концерты, гастроли)? Как Вы сами и Ваша семья относитесь к этой стороне профессии?

Р.Е.: Постоянные гастроли — это тяжело, нужно делать перерывы. Любому творческому (и не только) человеку нужно иногда менять локации в жизни. После 7 лет постоянных гастролей я взял тайм-аут, у меня родился сын, и я решил насладиться семьей и бытом, но музыкант без гастролей становится скучным. Сейчас бывают небольшие туры, и они в радость.

В.П.: В каких жанрах Вы работали и как отличаются Ваши ощущения от работы в разных жанрах?

Р.Е.: Я закончил классическое отделение, увлекался различными направлениями: от авангарда до фри-джаза, рок и электроника, поп и даже шансон, сейчас музыкальные течения настолько свободны, что музыку можно писать и без помощи музыкальных инструментов! Имея в кармане семплер с редактором, я могу за час набросать муз композицию из любых звуков: стук колес, хлопки, голос и т.д. Жанры в музыке дают возможность ориентироваться слушателю, подбирать музыку под свой вкус, под настроения. Для меня не важно, как это будет называться, рок или панк, если мне нравится материал, то я готов участвовать, не зацикливаясь на стилях.

В.П.: В чём лично для Вас различия в восприятии фонограммы в сравнении с живым звуком?

Р.Е.: Выступление под фонограмму — это самолюбование, в этом есть некая инвалидность. Было иногда стыдно: стоишь и не понимаешь, что происходит. К сожалению, почти все съёмки на ТВ у нас под фонограмму. Но это — просто работа, с лайвом нет сравнения.

В.П.: Как, по-Вашему, сейчас у слушателей изменилось (если изменилось) отношение к формату концертов? (фонограмма/живой звук)

Р.Е.: Безусловно, изменилось и будет меняться — зритель не будет просто отдавать свои деньги за поющую куклу. Именно поэтому метры нашей эстрады делают ставку на звук и качество исполнения. Самое сложное — убедить зрителя прийти ещё раз на своё выступление, и у кого получается — тот наслаждается аншлагами, независимо от кризисов.

В.П.: Какую музыку Вам нравится слушать?

Р.Е.: Обычно слушаю что-то из топ-чартов, чтобы понимать новые тенденции, независимые лейблы, больше интеллектуальной электроники. И, для очищения головы от мусора, переслушиваю классическую музыку.

В.П.: Что Вы играете наедине с собой, так сказать, для Души?

Р.Е.: Для души я, обычно, импровизирую — нахожу необычные созвучия и краски, соединяю, как художник смешивает краски.

В.П.: Какие у Вас есть хобби и увлечения, хватает ли Вам времени?

Р.Е.: Любой скажет — времени мало. Я люблю путешествовать, несмотря на гастроли, путешествия вне работы — это другое. Люблю ездить на мотоцикле, придумывать для себя маршрут, и вперёд, на поиск приключений. Сейчас, конечно, с ребёнком мотоцикл заменился авто, но смысл — такой же.

В.П.: Как Ваши хобби и увлечения обогащают профессиональную сферу?

Р.Е.: Путешествия — это эмоции, которые освежают, дают новый глоток, нужно радовать себя новыми ощущениями.

В.П.: Расскажите, пожалуйста, к каким сложностям нужно быть готовым тем, кто мечтает быть профи и “делать” качественную музыку? Какие у Вас были препятствия (если были) и что Вы в себе воспитали, благодаря своей профессии?

Р.Е.: Самое главное, нужно быть готовым меняться и не останавливаться, совершенствуя себя. Для меня всегда был пример жизни Ван Гога — если не готов или не уверен, то лучше заняться чем-то другим.

В.П.: Как музыка влияет на слушателей? И закладываете ли Вы некий посыл аудитории во время концертов?

Р.Е.: Музыка — это эмоции и чувства. Искренность — вот, что хочет зритель! Важны не только правильные ноты, в этом и заключается разница между музыкантом и артистом: музыкант играет ноты, артист проживает жизнь.

В.П.: Всегда ли нужно играть “с душой” или достаточно технически-качественного исполнения?

Р.Е.: На сцене важно всё, но халтура видна сразу!

В.П.: Есть ли у Вас планы развивать сольную карьеру?

Р.Е.: Мне нравится работать в группах, это очень захватывает, но сейчас я работаю над своим проектом. Это, скорее, сайд проект и вряд ли это будет популярным, но мне нравится находить себя в новом саунде — это реализация мыслей, которые не вписываются в те проекты, где я сейчас участвую.

В.П.: Кто Ваши кумиры?

Р.Е.: Шостакович, Ростропович. Кумиров нет, есть музыканты, за творчеством которых я слежу, которые меня вдохновляют. Они постоянно меняются, не могу выделить кого-то.

В.П.: Можете ли Вы сказать, что у Вас есть свой стиль, как совершенствуете владение инструментом?

Р.Е.: Думаю, стиль есть. По крайней мере, когда меня приглашают поиграть, часто говорят об этом. Это — и плюс и минус. Плюс — можно всегда выделиться, минус — не всем это нужно!))) А совершенствуюсь просто — играю классику!

В.П.: Насколько Вы ощущаете конкуренцию среди коллег по цеху? Учит ли Вас чему-то конкуренция?

Р.Е.: Конкуренция всегда учит не сидеть на одном месте — если нет концертов, значит, есть время для занятий. Но индивидуальность — это главное для меня.

В.П.: Кто Ваши учителя, кому Вы благодарны?

Р.Е.: Благодарен всем! Это и первая моя учительница Маргарита Ивановна, и замечательный педагог Сердюк Владимир, и Фраучи Александр — мой профессор в Гнесинке, и, наконец, мой выпускной педагог Илларионов Дмитрий. Все дали мне столько, сколько я умею сейчас.

В.П.: Как Вам удаётся найти “новый звук”?

Р.Е.: Новый звук я ищу на старом усилителе и старой гитаре. Поговорка очень актуальна: всё новое — это забытое старое!

В.П.: Когда и как у Вас появилась первая электрогитара? Помните этот момент и свои эмоции? Беря инструмент в руки сейчас, испытываете ли Вы те же ощущения?

Р.Е.: Копил со стипендии, эмоции потрясающие, чувствовал себя рок-звездой со своей гитарой! А теперь мы — одно целое! Я думаю, а она помогает мне донести мои мысли.

В.П.: Как Вы поддерживаете себя в хорошей форме: физической и ментальной?

Р.Е.: Турник, отжимания, йога, но без фанатизма. Это, скорее, вынужденные тренировки из-за проблем со здоровьем после гастрольных туров.

В.П.: Какую роль играют эмоции в Вашей работе?

Р.Е.: Эмоции важны безусловно, с их помощью мы можем выражать наши чувства. Человеку в зале важно видеть эмоции артиста, сопереживать. Иногда музыка может быть лекарством или утешением, а иногда — выплеском других чувств, агрессии или гнева, всё это в нашей жизни присутствует.

В.П.: Испытываете ли Вы потребность выступать, скучаете ли Вы по работе и концертам,  когда возникает пауза (например, в отпуске)?

Р.Е.: Отдыхать люблю, но недолго. Скучаю и по сцене, и по инструменту. Это безусловная зависимость!

В.П.: Как Вы учились игре на гитаре, осваивали инструмент?

Р.Е.: Закончил музыкальную школу, училище и поступил в академию Гнесиных, с отличием закончил её и научился:))). Но всегда есть, к чему стремиться.

В.П.: Дворовая группа, Гнесинка, консерватория… — Ваши советы, с чего начинать?

Р.Е.: Одно другому не мешает. Если есть возможность — играйте везде. Только так можно найти свой путь.

 

Интервью для радио

 

{youtube}fW9Ss_tcmGI|640|360|0{/youtube}

 

На вопросы отвечал: Роман Ефанов

https://www.facebook.com/roman.efanov

 

Оцените статью