Выпуск 3: Камера! Мотор! Поехали! Антон Ярош

Камера! Мотор! Поехали!

Создатель фильмов, Антон Ярош

Часть 1 • Часть 2

 Создатель фильмов Антон Ярош рассказывает о секретах профессии, для проекта Гармония

 

Друзья, вы можете себе представить наш мир без кинематографа?

Мы смотрим фильмы всю жизнь, начиная с самого детства. Что же нас так привлекает? Яркие персонажи и захватывающие истории уносят нас на час-другой в совсем иную реальность, давая возможность испытать новые эмоции.

Великий классик говорил: “Весь мир – театр, а люди в нём – актёры”.

Смею предположить, что если бы Шекспир жил в наши дни, он мог бы сказать то же самое о кино.

Не потому ли мы так любим этот вид искусства, что сама наша жизнь похожа на один большой кинофильм?

 

Но, кто они – эти волшебники, которые создают для нас свои произведения, что ими движет и какая работа предшествует появлению каждого фильма на киноэкране?

Хотите поближе познакомиться с миром кино?

Позвольте представить вам такую возможность!

Антон Ярош – создатель фильмов, режиссёр, актёр, организатор и ведущий киношколы «Кино – своими руками»(http://kinocampus.com).

Вячеслав Перунов (В.П.): Какую роль в Вашей жизни играет кино?

Антон Ярош (А.Я.): На данный момент, кино в моей жизни играет ключевую роль,  ведь  именно  кино дает мне то, чем я в принципе, как мне кажется, хочу и могу заниматься.

 

В.П.: Кем Вы себя больше чувствуете – режиссером, актёром …. Или для создания фильма нужно уметь делать всё?

А.Я.: Конечно, для создания чего-то настоящего или стоящего даже и этого не достаточно, но изучение именно этих специальностей дает мне шанс и право приблизится к материалу, с которым я работаю именно настолько, что бы приоткрыть в нем что-то важное. В кино, как и в других видах искусства, ты выражаешь свое мироощущение и мировоззрение, которое, порой, бывает созвучно или напротив, бывает не резонирует, как это тоже часто бывает. А, вообще, если говорить о создании фильма, конечно важно вбирать в себя множество профессий; оператора, актера, художника и др., но особенно я бы выделил сценарное мастерство, ведь режиссер по сути – это рассказчик историй, поэтому многие режиссеры являются и сценаристами или со-сценаристами (пишут в соавторстве со сценаристом) своих фильмов. Поэтому в нашей киношколе мы занимаемся сначала тем, что разбираем сценарии и пишем свои истории, только затем приступаем к их реализации.

 

В.П.: Насколько важны детали в Вашей работе? Вообще, можно ли прекрасный сценарий испортить невнятной игрой актёров или чем-то другим?

А.Я.: Да, можно испортить, и такие примеры были и есть. Однажды я прочитал сценарий одного фильма и мне он очень понравился, я был уверен, что его еще не сняли, потому что я бы обязательно знал о нем, как мне казалось. В  нем были все составляющие для хорошей реализации на экране: интрига, сюжет, образы, фактура, но в итоге он оказался всё же снятым. Это оказался фильм ниже среднего, не очень известный, с неудачным подбором актеров и т.д. Я его даже смотреть не стал, но я понял одну важную вещь для себя,  если тебя волнуют какие-то темы, то о них нужно говорить, пусть это будет другая работа, но главное чтобы эта невысказанность не сидела внутри тебя.

Если говорить про детали, то смотря о чём идет речь. Если в художественном смысле, то при создании образа, персонажа,  нужная деталь лишь только усиливает произведение, раскрывает содержание. В режиссуре есть понятие «предмет борьбы», порой этим физическим предметом может стать деталь, это тема обширная, и даже более практическая.

Если говорить о внимании к деталям при создании фильма, то тут нужно иметь под рукой людей которым можешь доверять, ведь кино это производство в котором задействовано множество профессий и большое количество людей. Важно найти свою команду, тех людей, которые смогут тебя правильно понять, даже, если вы какие-то детали не проговаривали до съемочного процесса, но вдруг оказывается, что, например, на съемках появляется важный предмет или какая-то деталь, которая очень точно вписывается в данный интерьер или сцену, такое тоже было.

 

В.П.:  Командная работа в кино – что это? Слаженность каких членов команды важна при создании фильма?

А.Я.: Команда в кино значит многое, а точнее всё. Мой преподаватель во ВГИКе – Борис Алексеевич Григорьев – спрашивал у нас, когда мы пришли учиться, «зачем нужен режиссер?», ведь верно же, сценарист написал, оператор снимет, актеры сыграют и тд. Режиссер, какая-то мистическая профессия с одной стороны, но с другой, без этого человека не будет понимание целого, понимание того, зачем всё это нужно делать, и куда этот большой корабль плывет.  

 

В.П.: На ком, при создании фильма, мера ответственности лежит в наибольшей степени? За кем «последнее слово» ?

А.Я.: Сегодня у нас продюсерское кино, и режиссеру бывает сложно самостоятельно принять решения, особенно когда ты только начинаешь, или работаешь впервые с продюсером, ведь по сути он за всё платит, а значит, несёт ответственность за конечный результат. Продюсер тебя приглашает, поскольку он видел твои предыдущие работы, и, на его взгляд, ты справишься с фильмом именно так, как это он себе представляет, но каждый серьезный проект по-своему уникален, и не каждый продюсер или его компания готовы двигаться, поэтому важно договариваться обо всем на берегу, чтобы в процессе производства не было неожиданностей. Но, если всё договорено, и всё же режиссер со своей командой приступает к съемкам, то ответственность за создание художественного произведения безусловно лежит на режиссере. Но хочу добавить, что с продюсерами лучше дружить, и в наше время нужно  находить своего продюсера, того человека, который так же будет тебе доверять.

 

В.П.: Бывают ли у Вас «творческие муки» и в чём это выражается?

А.Я.: Они бывают, поверьте, но я бы не назвал это муками, это образ твоего существования, поскольку при создании фильма или театральной постановки тебе приходится прислушиваться к себе, задавать себе вопросы. Вообще, это профессия задавания себе вопросов и постоянных поисков ответов на них. Когда ты плетёшь полотно, вместе со своей командой творческих людей, то видение общего и конечного результата только у тебя, и на все вопросы и вызовы извне у тебя заранее должны быть подготовлены ответы. Ты должен продумать всё на несколько ходов вперед. И вот порой, у тебя бывает такое, что ты не нашёл ответ или не успел его найти (такое тоже бывает)  и тебе приходиться решать это прямо на площадке. И эти вопросы начинают возникать повсюду, особенно если у вас был короткий подготовительный период.

 

В.П.: Есть ли в Вашей профессии «законы жанра» или Ваша работа – постоянный эксперимент и творчество без границ?

А.Я.: Границы очерчиваются при первом прочтении или еще при написании истории. И плюс-минус ты всё же понимаешь, в каком жанре это всё будет подано и как будет выглядеть, ты как бы настраиваешься на работу поиском нужного камертона или жанра. Внутри самой истории ты можешь отступать, добавлять и смешивать жанры, где-то комедии или фарса и т.д., но основной посыл всё же должен быть выдержан. Я бы даже сказал, что каждый режиссёр или художник несёт этот основной посыл или определённую жанровую направленность. Стоит упомянуть имя известного режиссёра, например Феллини, или увидеть кадр из его фильма, и ты сразу понимаешь, что попадаешь в удивительный мир, полный фантасмагоричности, образности с его неиссякаемым жизнелюбием и, при этом, какой-то трагичностью человеческого существования, одиночеством и вопросы о жанре отходят на второй план. Но это авторское кино, которое подходит не всем, а вопрос жанра сегодня в нашем кино стоит как никогда остро, поскольку почему-то многие режиссёры хотят снимать что-то авторское, но так и остаются непонятыми, не многим удаётся пробиться к зрителю сегодня.

 

В.П.: Есть ли у Вас список фильмов-шедевров и почему эти работы для Вас – шедевры?

А.Я.: Знаете, если немного шутить, то для меня шедевры – это те фильмы, которые я не понимаю как сделаны. Мне хочется разобраться, понять на практике, как снять покадрово сцену, которая содержит множество трюковых и графических элементов, чтобы в итоге она смотрелась эффектно и на одном дыхании, как это умеют делать в Голливуде и иногда у нас. Теоретически я понимаю как, но хочется разобраться на деле и самому сделать что-то подобное. А, если говорить более серьёзно, то шедевры для меня это фильмы Андрея Тарковского, которые далеки от того, что показывают сегодня, я очень люблю «Сталкер» и «Андрея Рублева», периодически просматриваю их, и ценю за их целостность, ритм и, если хотите, за те вопросы нравственности и духовности, которые в них поднимаются. Сегодня это редко кому удаётся.

 

В.П.: Есть ли у Вас персоны-кумиры в режиссуре или актёрском искусстве? Чему Вы учитесь у «великих»?

А.Я.: Понимая процесс создания фильма  изнутри, ты сталкиваешься с тем, что смотришь на фильм с двух сторон, с художественной и производственной, поэтому у великих режиссеров, ровно как и великих фильмов, ты учишься тому и другому, настолько, насколько ты понимаешь и порой ощущаешь, как это сделано.

 

В.П.: Откуда появилась Любовь в кино?

А.Я.: Отвечая коротко на этот вопрос, Любовь в кино появилась ровно тогда, когда кино стало искусством. А поскольку искусством оно стало почти изначально, то продолжая параллель кино или искусство зародилось вместе с появлением Любви в человеке, но проявлялось это кино в виде наскальных рисунков, иероглифов и тд. Ровно в тот момент, когда человекоподобное существо, закрыв глаза увидело или почувствовало что-то другое, помимо той реальности, в которой оно существовало, может это был первый сон, не знаю, на этот счет много теорий, но явно одно, что человек без Любви существовать не сможет. Поэтому я думаю, что кино всегда жило в человеке, только техническая возможность появилась лишь  в начале двадцатого века.

 

В.П.: Чем, по Вашему мнению, должен обладать человек, какими качествами, чтобы начать создавать кино? (стать режиссером и т.д.)

А.Я.: Желанием, волей, воображением и мышлением. Дело в том, что мы все разные, и каждый человек по-своему уникален. В силу этого и интересен его внутренний мир, и в первых своих фильмах режиссёр делится всеми своими переживаниями и представлениями о мироустройстве и жизни, тем, как он понимает и ощущает её. Поэтому важно прислушиваться к самому себе, и не идти на компромиссы с самим собой, думаю, это важные качества, как для режиссера, так и для каждого человека.

 

В.П.: Есть ли в профессии режиссёра такое понятие как Дар? В чём он проявляется?

А.Я.: Я бы сказал, что дар проявляется во времени, если спустя какое-то время, пять или десять лет, о вашем кино не забыли, то значит, в нём что-то было такое, что смогло остаться в памяти зрителя. Внести это «что-то» в картину – это и есть дар. А технологии создания фильмов, можно обучится при большом желании.

 

В.П.: Вы как-то заметили, что режиссер – он наблюдает, но не вмешивается. Вы можете чуть полнее раскрыть свою позицию?

А.Я.: Я считаю важным сохранить некую безоценочность суждений при наблюдении за происходящим, для того, чтобы это глубже понять. Поэтому режиссёр – как художник, является отражателем некой действительности, а чтобы эту действительность сильно не искажать, нужно перестать, если хотите, её преломлять, как-то так. Так же в документальном кино, ты являешься чутким наблюдателем за происходящем, и не можешь вмешиваться в ход событий. Ты можешь выстраивать свою картину, и выражать своё отношение к происходящему, но не вмешиваться самовольно.

 

В.П.: Безусловно, нужно разное кино. В чем для Вас разница между авторским и коммерческим кино?

А.Я.: В самом вопросе есть ответ, он состоит в том, что в авторской работе ты высказываешься предельно откровенно на какую-то конкретную тему, которая тебя волнует, то есть ты показываешь в ней всего себя. В продюсерском или коммерческом кино, многое зависит от законов жанра, и потребности того зрителя, на кого ориентировано это кино. Поэтому, во втором варианте режиссер становится, как бы, заложником вкусовых качеств и ценностных ориентиров зрителя. Но, одно другому не мешает, я считаю, что можно и авторские и коммерчески выгодные проекты создавать. Такие примеры есть, не так, правда, часто они встречаются, но думаю, что будут появляется, в связи с развитием как кинообразования в стране так и, следовательно, здоровой конкуренции в киноотрасли в целом.

 

В.П.: Существует ли мода в кино или на кино?

А.Я.: Я не продюсер, и в этом смысле не гонюсь за модой и современными тенденциями в кино, мне бы за собой угнаться. Шутка :). Но я, как и вы, обычный зритель, и замечаю, что в кинотеатрах время от времени в каком-то процентном соотношении меняется жанровый репертуар, то в сторону большего числа комедий, то в сторону ужасов, не знаю, с чем это связанно. Часто от теле-продюсеров слышу, что сейчас это не смотрят, а смотрят вот это, например, или, что есть спрос на такие-то сериалы. Наверное, они просматривают какие-то статистики популярности и т.д. Меня, если честно, это не очень волнует, поскольку, по своему опыту, мне тяжело работать на телеканалах, хотя, я с удовольствием взялся бы за какой-нибудь восьми серийный вертикальный сериал.

 

В.П.: Касаясь времени. Как Вы сами учитесь и осваиваете современные методы или технологии для создания качественного кино? Есть ли курсы, например, которые Вы сами посещали и которые оказались Вам полезны?

А.Я.: Я выше уже писал про это, что очень хотелось бы попасть на проект, даже в качестве второго режиссера я бы пошел, для опыта работы на подобных проектах. У себя на курсе я пытаюсь экспериментировать местами, поскольку приходят люди из разных профессий, вот сейчас на курсе учатся два художника, которым интересно аудио-визуальные композиции или инсталляции, мне тоже это интересно, надеюсь, у нас получится что то стоящее. Так же, считаю, что кино нужно осваивать на практике, как говорил Мартин Скорсезе «Если хочешь научится снимать – нужно начать снимать», так что, если у Вас получится близко поработать с людьми, которые уже умеют это делать, то Вам повезет, но вообще, профильное и профессиональное образование считаю важным и нужным.  

 

В.П.: Как ведущий курса «Кино своими руками», на что Вы делаете акцент при работе с новичками в этой области?

А.Я.: В нашей киношколе мы постоянно совершенствуем свою программу, опираясь на предыдущий опыт, поэтому подходим индивидуально к каждому, с учетом запросу учащегося, но при этом у нас есть базовая программа, которая несет в себе основы овладения профессией. Когда учащийся приходит с желанием снять кино, он пробует себя в разных областях: не только как режиссер, но и в написании сценария, операторском мастерство и в режиссуре монтажа. То есть, те основные направления в кинематографе, что необходимы для понимания целого ряда задач, стоящих перед режиссером.

 

В.П.: Что для Вас – отношение к профессии?

А.Я.: Для меня – это ответственность, в первую очередь, поскольку ты работаешь с большим количеством специалистов, которое доверяют твоему тому или иному мнению и решению, поэтому, это ответственность не только перед самим собой, но и перед всеми остальными. Исходя из меры этой ответственности и складывается отношение.

 

В.П.: Над чем вы сейчас работаете?

А.Я.: Сейчас я сижу в монтаже над короткометражным фильмом, который мы снимали этим летом в рамках нашего киноинтенсива. Это работа достаточно интересная, поскольку приходилось делать её достаточно быстро и в ограниченных бюджетных условиях, с минимальной командой, но это – тоже опыт. Собственно, это философия нашей киношколы, снимать используя минимальное съемочное оборудование, и небольшую команду, и делать работу на достойном уровне. Понятно, что мы должны выигрывать в чём-то другом, раз мы не можем себе позволить профессиональное оборудование,  мы делаем ставку на свой профессионализм и опыт. Так же, мы тщательно подходим к отбору киносценария. В этот первый киноинтенсив, нам не всё из задуманного удалось сделать, хотя все три заявленных короткометражных фильма были отсняты, но мы сейчас смотрим на ошибки, что бы следующий киноинтенсив прошёл более организованно и подготовлено, тем более, у нас сейчас наработана хорошая база в Крыму – мы подружились с кинокомпанией «Ялта фильм», которая обещает нас поддержать в следующем году. Мы открыли филиал нашей киношколы на легендарной Ялтинской киностудии, а так же встретили много людей, которые помогали нам на протяжении всего киноинтенсива, за что отдельное им спасибо. Так же, сейчас приступлю к разработке сценария документального фильма, и ещё, параллельно, одного интересного проекта в Москве. В общем, планы большие и, самое главное, интересные.

 

В.П.: В чём для Вас состоит такое понятие как «магия кино»?

А.Я.: Для меня это – когда ты понимаешь и слышишь историю, когда она диктует свои правила игры. Когда ты понимаешь, что являешься лишь частью чего-то большого, и, в какой то момент, от тебя не зависящего. То есть, просто иногда нужно вовремя отойти в сторону и не мешать этой истории случится. Некоторые этого не понимают, и очень часто думают, что от них многое зависит. Да, зависит многое, но не всё. Если расклад у истории и посыл был изначально верный, то при точном раскладе эта история состоится, нужно только не мешать этому процессу. Ну, а окончательная магия происходит после, во время первого показа между зрительным залом и экраном – пространство начинает заряжаться магией кино.


 

В.П.: Что Вас вдохновляет на создание фильма? Откуда к Вам приходят идеи?

А.Я.: Может из детства, может из прошлых жизней, а может из того, что можно охарактеризовать таким словом как «любовь», я не всегда знаю. Сам механизм запуска идей довольно сознательный, как и работа над ними, но сами идеи мертвы без тех, кто их представляет, и без того, куда они движутся, поэтому следующий этап оформления идеи довольно бессознательный. Это постоянная игра между сознанием и подсознанием, она включает в себя твой опыт, воображение, мышление, чувства вкуса,  ощущение гармоничности и волю – без нее вообще сложно в нашем деле.

 

В.П.: Есть ли в Вашей профессии эталоны и стандарты качества? И каковы они, кто их устанавливает, из чего они складываются?

А.Я.: Меня удивляет и восхищает мужество, то есть та отвага, с которой некоторые мои коллеги берутся за ту или иную сложную тему, я преклоняюсь перед их трудолюбием, поскольку им приходится работать по 24 часа в сутки.

 

В.П.: В бизнесе зачастую работает такая модель: “Вижу цель, не вижу препятствий”. А как в творчестве происходит процесс создания фильма? С чего он начинается и чем заканчивается?

А.Я.: Процесс может начинаться с разных сторон, с запроса заказчика, с личным и живым интересом к теме и проблематике или со знакомства с интересным человеком, просто за разговорам тебя может что-то осенить и ты бежишь записывать новые появившиеся идеи. Даже сейчас, отвечая на ваши вопросы, я понимаю, что еще какое-то время назад я не задумывался над ними, то есть всплывают темы, которые интересно разрабатывать и показывать в своих работах. Возвращаясь к вопросу, это всегда момент непредсказуемый. В бизнесе, думаю, эти механизмы немного по-другому работают, хотя, он мне напоминает больше первую модель, когда заказчик приходит с запросом на съемку какого-то материала,  у тебя есть определенный срок на его создание и ты начинаешь с исследования самой темы. Проводя параллель с бизнесом, ты исследуешь продукт, рынок, потребителя и т.д. То есть, та модель, что работает на телевидении, или, что называют продюсерским кино, в котором присутствует прагматизм, и есть формулировка «Вижу цель, не вижу препятствий».

 

В.П.: Есть ли люди в Вашем окружении, мнение которых может поменять решительно всё, что было намечено или даже уже сделано? Насколько важно мнение другого?

А.Я.: Есть в моем окружении 2-3 человека, мнению которых я доверяю, но так, чтобы это поменяло решительно всё, такого не припомню. Я люблю прислушиваться к мнениям окружающих, это своего рода некий фильтр тех людей, которые понимают тебя и которых понимаешь ты. Моя работа является лакмусовой бумажкой, если хотите.

 

В.П.: Что Вы культивируете в своей профессии и в жизни?

А.Я.: Наверное, это нужно спросить моих коллег и учащихся наших курсов, никогда об этом не задумывался.

 

В.П.: Есть ли какие-то качества характера, которые совершенно очевидно помогают Вам в профессии или наоборот – мешают?

А.Я.: Как всегда, мешает самокритичность, ленные настроения, невнимание к деталям, я это замечаю в своих работах. Смотришь и думаешь, вот неужели нельзя было здесь додумать, хотя может другой и не увидит этого, но ты сам-то всё видишь. Помогают, наверное, эти же качества, но в противоположном смысле, как говорится: «Всё, что тебя не убивает, делает тебя сильней».

 

В.П.: Какое значение в Вашей профессии имеет наличие чувства юмора? Какие у Вас были смешные или забавные ситуации в работе?

А.Я.: Без юмора никуда, он спасает. Возникает, как всегда, спонтанно, с некоторыми актёрами только через юмор и общаемся. Особенно, когда возникают какие-то сложные ситуации, смеха становится только больше. «Не было бы так смешно, если бы не было так обидно», – иногда говорю я себе.

 

В.П.: Для Вас – создание фильма – это спокойная, вдумчивая работа или же – гонка на высоких скоростях и оборотах? В каком режиме Вы работаете?

А.Я.: В очень размеренном и вдумчивом, я вообще не успеваю за современностью, последними тенденциями, но гонка в профессии на высоких скоростях, порой, бывает вынужденной. Не так давно нужно было поставить небольшой музыкальный спектакль за 10 дней, это очень интересный опыт, к счастью, он удался и даже есть предложение его поставить на постоянной основе. Я бы с удовольствием возился в своих творческих поисках и проектах, но у меня есть прекрасная, любимая семья, а значит есть и хлопоты о хлебе насущном и бытовые заботы, но и это тоже прекрасно, как кто-то сказал: «главное, чтобы быт не поглощал бытие».

 

В.П.: Как Вы отдыхаете?

А.Я.: Вместе с семьей, мы часто куда-нибудь выбираемся на природу или уезжаем в другую страну на время. Я бы назвал это переключением, я, как говорит моя супруга, не умею отдыхать, даже будучи в дороге или в другом месте, всё время в каком-то процессе или внутреннем поиске, но я так отдыхаю, перезагружаюсь.

 

В.П.: Есть ли у Вас табу? Что Вы совершенно точно никогда не будете снимать? Почему?

А.Я.: Если отвечать в шутку, то я совершенно точно не буду снимать того, чего никогда не сниму. То есть то, что мне не интересно и не волнует, то, что я не понимаю и то, что лежит за гранью моей интуиции. Мне приходилось участвовать в сомнительных проектах, но так получалось, что всё время меня выносила оттуда какая-то сила или ситуация. Может, всё же, кто-то сверху нас оберегает. Я могу некоторые вещи снимать за деньги, несерьёзные, например делать простые рекламные ролики, или что-то в этом роде, не вижу в этом ничего страшного. У меня, вообще, не очень еще большой опыт в этой профессии, по сравнению с более старшими моими коллегами, но всё же он есть. Меня очень греет изнутри мысль или убеждение, что я не хочу заниматься чем-то другим в своей жизни, поскольку были времена, когда я отклонялся в сторону, но и они, как оказалось, были полезными и внесли определённый опыт.

 

В.П.: Какой фильм Вы мечтаете создать? О чём он и для кого?

А.Я.: Я мечтаю снять, наконец, свой первый полный метр и мини-сериал. Сегодня у меня в разработке полнометражный сценарий, над которым я работаю вместе со сценаристом. Он о сегодняшнем времени, о сегодняшнем и уходящем поколении, о любви или её проявлении, то есть неспособности любить. Это, если вкратце. И впереди работа над мини-сериалом.

 

В.П.: Какое Ваше напутствие всем тем, кто хочет создавать качественное кино?

А.Я.: Напутствие одно, получать минимальное необходимое образование, те знания и навыки, которые необходимы для создания качественного кино. Считаю, что наша киношкола может служить хорошим стартом на пути к этой цели. Обзаводиться творческими связями и командой, необходимой для реализации своих планов. Иметь возможность общаться с грамотным наставником, работы которого тебе очень нравятся. И снимать, снимать, снимать!!!  

 

Антон Ярош, Киношкола “Кино своими руками”

Режиссура. Операторское мастерство. Режиссура монтажа. Сценаристика. Участие в реальных кино-проектах…

Москва, метро Улица 1905 года, ул. 1905 года, дом 3

Контакты: Ольга, +7 965 401 22 80, kinocampus2015@gmail.com

 

Антон Ярош – запись радиопрограммы

{youtube}3550d_jHKaQ|640|360|0{/youtube} 

Аудиозапись →

Часть 1 • Часть 2

 

Оцените статью